Трагикомедия «Калека с острова Инишмаан», поставленная в Курганском театре драмы, посвящена «маленьким людям», мечтающим о большом мире.
Новый спектакль театра драмы по пьесе современного английского драматурга, киносценариста и режиссёра Мартина МакДонаха «Калека с острова Инишмаан» — попытка режиссера Егора Гришина разбудить в зрителях внимательность и сострадание к людям «невысокого полета», к тем, кто живет скромной и скупой на события, чувства и радости жизнью. Судя по живой и эмоциональной зрительской реакции, она удалась.
Жители ирландского островка Инишмаан – заложники забытого Богом уголка, отгороженного покосившимся деревянным забором как стеной от недоступного благополучного мира материка (аскетичная сценография в серых тонах придумана Егором Пшеничным).Их участь незавидна, оттого в обиходе обитателей «острова невезения» нет особой теплоты и нежности, это довольно холодные, грубоватые, бесцеремонные и порой жестокие люди. Им неведома хваленная европейская толерантность, они не стремятся быть добрыми и снисходительными к тем, кто их слабее и в чем-то ущербнее.
Калеку Билли (Константин Галушин/ Севастьян Мельничук), сироту, воспитываемого двумя тетушками, все так и зовут калекой, нисколько не заботясь о том, что обижают молодого человека. Мало кого не насмешат радости мечтателя и чудака Билли — почитать книгу, прогуляться по берегу и… посмотреть на коров.
Есть еще одна радость Билли – девушка Хелен (Анна Сараева), не догадывающаяся о его чувствах местная оторва и бой-девка. Она не дает спуску ни собственному брату-подростку (наивному и восторженному мальчику в исполнении Артема Токмакова/Алишера Искандарова), ни вообще любому мужчине в рыбацкой деревне. Порывистая девица не выдержана ни в словах, ни в действиях, может и стукнуть, и накричать, а над увечьем Билли откровенно смеется. Громкая и ураганная Хелен порой агрессивна как настоящая амазонка, раздавая подзатыльники вместо вожделенных им чупа-чупсов чересчур нежному брату.
Другой островитянин Малыш Боб (Иван Галюк/Иван Шалиманов) — местный крепыш и драчун, чей угрюмый нрав и тяжелый кулак — тоже не подарок для жителей острова.
Не самым желанным гостем в каждый двор врывается не вполне адекватный персонаж — шумный и эксцентричный местный «борзописец» Джонни Патинмайк. В исполнении заслуженного артиста РФ Сергея Радькова героя этого много, Джонни готов привлекать внимание любым способом. Но приятности Джонни не добавляют его постоянные перепалки с 90-летней матерью-алкоголичкой, которой он готов помочь отправиться на тот свет, поощряя ее увлечение спиртным. Джонни известен как «Пустозвон», чье любимое дело — собирать новости — выглядит на острове, по меньшей мере, нелепо. Ведь из событий тут только и есть, что ущипнувший за хвост кошку гусь и на этой почве поссорившиеся хозяева домашних питомцев.
Но именно Джонни приносит соплеменникам сногсшибательную новость: на соседний остров приехал знаменитый режиссер из Голливуда снимать фильм о жизни рыбаков. И тут у островитян появляется надежда на побег в «большой сияющий мир», в жизнь, абсолютно отличную от их унылых будней. Каждый втайне мечтает покинуть навсегда свой «остров невезения» и стать преуспевающим обитателем голливудских холмов. И мечтами своими ирландские островитяне ничуть не отличаются от молодых жителей Кургана, о которых тоже как-то был снят фильм «Беглецы».
Один единственный шанс выпал только калеке Билли, но принесет ли ему счастье билет на «Фабрику грез»? Нет, Билли возвращается не солоно хлебавши. А его, оказывается, ждали дома, и в душах островитян есть и тепло, и тихая нежность, и склонность к состраданию, и способность любить… Искренние и живые, смешные героини Татьяны Кузьминой (Кейт) и Натальи Глазковой (Эйлин), с причудами вроде разговоров с камнем,
грубовато-обидчивые — самые любящие существа для сироты. Но и сердце Хелен открыто любви, а ее агрессия — лишь оборона девчонки, рано взявшей на себя ответственность и за дом, и за брата. И даже «разносчик новостей» Джонни, надоедливый и назойливый «писака», оказывается, наделен чувствительным сердцем и способен удивить и потрясти своим благородством.
История щедра на противоречивые характеры, с большим или меньшим блеском сыгранные нашими актерами. Думаю, не всякий узнает в бесшабашной мамаше Джонни, веселой любительнице заложить за воротник, с повадками старой атаманши, актрису Любовь Савину. Любовь Ивановна перевоплотилась «один в один» — до возгласов изумления в зале. Ее 90-летняя старуха — образчик неистребимой витальности, огромного заряда юмора и вечного оптимизма, один из самых ярких образов спектакля. Жалеешь лишь, что роль небольшая, но очень украшающая постановку.
Чтобы каждый из героев стал нам ближе и роднее, в их роли вложили свои теплоту и любовь режиссер и актеры.
— Люди в наше время в большинстве своем становятся озлобленными в силу обстоятельств, замкнутыми и нелюдимыми, утрачивают социальные связи. Мы хотели обратить внимание на то, что человек создан любить и быть любимым. Не стесняться этого чувства. Не забывать, что любовь — основа мира. Мы, как и герои, такие же холодные и закрытые, и в то же время радушные и открытые, — объяснил главный посыл новой постановки Егор Гришин.
С большой нежностью говорит о своем персонаже Сергей Радьков: «При всей его эксцентрике это очень добрый и теплый человечек, который, рискуя собой, спас человеческую жизнь и никому не рассказал об этом. Очень достойный персонаж. Отношения на острове наидобрейшие, наизамечательнейшие, наипрекраснейшие. При всей внешней резкости, грубости — словесной и действенной — это очень добрые люди, они как одна семья. Чтобы не начать себя жалеть и плакать, они выбрали вот такой стиль общения — немного грубый».
Очень человечная пьеса, сыгранная прекрасным актерским составом, — веский повод прийти в театр. Следующие показы трагикомедии «Калека с острова Инишмаан» состоятся 30 апреля, 13 и 26 мая.
Светлана Кошкарова, фото Александр Алпаткин http://kikonline.ru/