Как признался режиссер спектакля из Санкт-Петербурга Эдуард Гайдай, новогодние постановки - это чаще всего жесткий социальный заказ, поэтому есть некоторая несвобода, а вот уже внутри спектакля можно постараться найти что-то новое.
К тому же оригинальных новогодних историй не так уж и много, а вечный «Морозко» поднадоел, и сказка «Госпожа Метелица», известная всем с детства в пересказе братьев Гримм, оказалась подходящим материалом. Такой европеизированный вариант.
Вот тут и начинаются, чудеса, превращения и несуразицы.
Основная канва осталась нетронутой, две дочки – одна ленивая, другая трудолюбивая. Злая мачеха и справедливая Метелица. Испытания - помощь яблоньке и печке, выхлапывание перины, тоже оставлены без изменений. Даже петушок, который возвещает в сказке о появлении из колодца то дочки-лентяйки, то падчерицы, сохранен.
Все акценты расставлены четко. Добро и трудолюбие вознаграждены, лень и грубость наказаны.
Но история, почему-то показалась авторам слишком уж простенькой, у братьев Гримм всего полторы странички текста. Поэтому, видимо, добавился еще ряд парных персонажей, сказка усложнена, названием местности, именами персонажей, позаимствованными не то у древних германцев, не то у скандинавов, не то у кельтов. Причем имена эти зрителю мало о чем говорят (Хельга, Зиглинда) и становятся игрой внутри спектакля. Сказку рассказывают какие-то друиды, которые называются вайделотами. (Чувствуется северная рука создателей). Сама атмосфера довольно мрачная. Вот ее-то как раз и разбавляют забавными диалогами придуманные помощники госпожи Метелицы. Два гнома в исполнении Сергея Жураковского и Севастьяна Мельничука, наверное, самые веселые и необычные герои (мрачных друидов в спектакле, кстати, они же играют). В роли злой мачехи более чем убедительна Татьяна Кузьмина. А в роли ее дочери препротивно, в хорошем смысле этого слова, смотрится Алена Знайда.
Отдавая должное всяческого рода хэппи-ендам, в финале к трудолюбивой падчерице (ее сыграла Ирина Храмова) сватается принц. Видимо под влиянием литературоведческих параллелей образов или параллельных миров внутри сказки, возник полумистический тройной персонаж в исполнении Александра Шарафутдинова. Он и петушок, оберегающий главную героиню, и госпожа Метелица, и принц. Вообще это все можно трактовать, как некий розыгрыш, испытания в поисках достойной невесты. Правда, здесь был и практический момент. Режиссер не стал нагружать громоздким костюмом артисток театра. Мелочи и условности сплетаются в свой неповторимый сказочный мир. Есть в спектакле шероховатости с пространством, то больше, то меньше становится веретено, волшебный колодец остается посередине сцены, хотя герои все время перемещаются. Но так бывает, чем необычнее, тем сказочнее.
Еще один замечательный момент в том, что музыку к постановке написала Татьяна Алешина. Она выпускница Курганского музыкального колледжа. В начале 80-х годов прошлого века работала в театре кукол «Гулливер».
По словам актрисы театра Татьяны Кузьминой, спектакль еще будет дорабатываться с учетом зрительской реакции. Ее предугадать бывает сложно: «Какие-то моменты можно будет посмаковать, а где-то поиграть голосом или убыстрить действие».
Кстати, в спектакль включена традиционная новогодняя интермедия. Юных зрителей ждет встреча с любопытной обезьяной, ведь новый год по восточному календарю – это год обезьяны. В интермедии заняты актеры Лариса Эта и Екатерина Антропова.
Два спектакля Курганского тетра драмы «Госпожа Метелица» и «Пушистая сказка» готовы к новогодним праздникам и порадуют зрителей.
Александр Теплухин. Фото Николая Белобородова.