Столичные режиссеры освоили неизведанные пространства Курганского театра драмы и тайные закоулки зрительских душ.
Эксперимент удался на славу: зрители первого дня «Театральной лаборатории» под руководством московского критика Павла Руднева расходились после двух увиденных спектаклей с глазами, полными слез, и в то же время светящимися от искренней радости. «Мы в восхищении», «Даже не думали, что наши актеры могут так невероятно играть!», «Какой восторг!», – все эти слова относились к новаторским театральным эскизам в исполнении артистов Курганского театра драмы.
Необычные формы, неожиданные места показов и новые грани талантов курганских актеров – все это открыла нам «четверка смелых» – молодые режиссеры из Санкт-Петербурга и Москвы. В субботу театральные эскизы, креативные наброски спектаклей показывали москвичи Александр Демахин и Вера Попова, а в воскресенье плоды своих театральных опытов представили зрителям питерцы Георгий Цнобиладзе и Семен Серзин.
Время потерянных людей
Нетривиальные опыты театральной лаборатории «Современная поэзия и проза» вызвали настоящую цепную реакцию у публики. Во время первого же спектакля пришло вдохновение к курганскому поэту Александру Рухлову, который сделал наброски стихотворения о любви и хрупкости счастья – так потрясла его история двух героев постановки Александра Демахина по книге Светланы Алексиевич «Время секонд-хэнд».
Сильная, очень болезненная проза лауреата Нобелевской премии о самых неприглядных сторонах времени 90-х тревожит, бередит незажитые травмы переломного времени, засевшие занозами в нашем подсознании. В камерном пространстве малой сцены только Он и Она – с разными судьбами, разными корнями, очень личными историями страхов и любви. Армянская девушка и русский парень в аскетичном пространстве, лишенном декораций, на фоне плещущегося на экране моря, рассказывают свои драматичные истории. Себе, случайному встречному, нынешнему поколению? И то, и другое, и третье верно.
Их воспоминания царапают: у ненависти и бессмысленной вражды, которая выпала на их долю, нет определенной национальности, зло лежит глубже всех принадлежностей – в самой природе людской. Она стала жертвой межэтнического конфликта, Он испытал ужасы службы в армии. Герой в исполнении Константина Галушина по-мужски прям, честен, грубоват, героиня Анны Сараевой трогательна и романтична. Но оба испытывают жгучую потребность в любви, защите и мире. И образы получаются настолько живые, яркие, пульсирующие, что понимаешь – прекрасная литературная основа и отличная режиссерская работа способны открыть доселе будто бы незнакомых нам актеров, способных жечь сердца и растрогать до слез.
Почти документальный театр (все новеллы основаны на реальных историях) высоко оценила модератор лаборатории – известный театральный критик, доцент кафедры истории театров России ГИТИСа, председатель экспертного совета премии «Золотая маска» 2016-2017 года Алёна Карась: «То, что взяли такой материал – огромная смелость, учитывая непростой социальный и медийный контекст, который возник вокруг этой книги, когда к ней клеят ярлыки «русофобии»».
«Протестные чувства» возникли вначале и у некоторых зрителей, но утихли пред мощью общечеловеческих чувств.
За прозу Алексиевич рискнул взяться также питерский режиссер Георгий Цнобиладзе, чей спектакль с тем же названием погрузил зрителей в атмосферу недалекого и в чем-то очень жестокого прошлого. И все же это был совсем иной опыт представления: 12 персонажей словно бы передавали эстафету своих горьких воспоминаний друг другу. Сакральное число «12», видимо, неслучайно отсылает нас к тайной вечере, вечным 12 апостолам, к поискам Бога в себе, к теме предательства и любви.
Почти каждая роль – жемчужина, урок мастерства, в котором блещет талант каждого из актеров. Голос, интонация, застывшая в горле невысказанная боль, выразительность глаз и рук, точность движений тела – это все, что есть из подручных средств (кроме стульев). И, оказывается, что больше и не надо.
Потрясающе сильны роли пожилой коммунистки, дочери жертвы сталинских репрессий (Лариса Эта), русской девушки из зоны Абхазского конфликта (Анастасия Черных), молодой бизнес-вумен, пережившей предательство дорогого ей мужчины (Екатерина Анторопова), жизнерадостного стоика среди жизненных бурь (Любовь Савина)… Ком в горле и слезы очищения становятся откликом на эмоциональные, прочувствованные монологи в исполнении Татьяны Гомбоевой и заслуженного артиста РФ Сергея Радькова…
Чудеса на чердаке
Вторые постановки каждого дня лаборатории перекликались между собой, как и первые. Если Демахин и Цнобиладзе выбрали для своих эскизов отрывки из одного произведения, то москвичку Веру Попову и петербуржца Семена Серзина объединила любовь к… чердакам и разноплановым приемам и решениям использования сценического пространства, к действию, сдобренному хорошей порцией юмора и актерского хулиганства.
Режиссер Вера Попова выбрала за основу своей постановки первую главу романа Юрия Арабова «Чудо», история которого основана на реальных событиях, произошедших в городе Куйбышев (Самара) зимой и весной 1956 года и известных как «стояние Зои».
Чудеса начались по пути на спектакль по деревянным мосткам — в волшебном и неизведанном пространстве театрального чердака, где, пока движешься к залу, уже начинаются мистика и приключение. Режиссер представила поход зрителей на спектакль как экскурсию группы туристов в дом-музей с мистическим прошлым. Щедро использовала кинематографические приемы – игру света, озвучку сцен силами актеров – то пакетиком пошуршали (шаги по снегу), то кот помяукал, то застучали чашки, зарычала пила… Нахмуренные лики икон изобразили трое мужчин, они же сопровождали действие комментариями то ли античного хора, то ли суфлеров. Балкон, холл и две каморки сбоку, в которых тоже происходило таинство за полузакрытой дверью, – все завораживало, как летящая сверкающими звездочками музейная пыль веков. Увлекательно было находить разбросанные по всему эскизу пазлы, чудеса и тайники – от выдвигающихся неожиданно ящичков стола до кукольного домика на сцене, картонные силуэты в котором заменили в какой-то миг героев спектакля.
И глаза великолепной в роли матери героини Екатерины Горяевой, ее растерянность в ситуации так и не обретенной веры тоже невозможно забыть.
— На меня очень большое впечатление произвело, что это и Гоголь, и Булгаков одновременно. Заложенные в прозе ирония, сатира, сарказм и некий внутренний жар позволили так думать. То есть это линия иронического повествования о каких-то коренных вещах. Прекрасный выбор пространства! Такая круть! Я в восхищении от того, что происходит, — не скрывала своего восторга даже строгий главный режиссер Курганского театра драмы Ирина Зубжицкая.
После каждого спектакля зрители не только живо обсуждали постановку с режиссером и артистами, но и голосовали за понравившийся спектакль. Появятся ли полноценные спектакли по этим эскизам, решится уже в следующем театральном сезоне. Один эмоциональный комментарий зрительницы Марии мне особенно запомнился: «Феерично понравилось это «Чудо»! Если его не выберут для постановки, я устрою митинг протеста!».
Массово публика проголосовала и за не менее фееричный «чердачный» спектакль-квартирник Семена Серзина по биографии и поэзии уральского поэта Бориса Рыжего. Молодые артисты весело, разудало, по-неформальному освоили еще одно пространство под крышей – практически двор, с лестницами, кирпичными стенами, расписанными рок-лозунгами 90-х, срубами и столбами, на которые ребята вскарабкивались с бешеной энергией юности.
Стихи, лихие 90-е, бандитский Екатеринбург, рваные и нервные ритмы рока – с поэтом Рыжим устроил музыкальную перекличку Егор Летов – еще один великий певец того времени (поет Александр Шарафутдинов). Трагические ноты поэзии Рыжего порой уходят на второй план, когда пляшет и кутит веселая толпа, а актриса Ирина Храмова в образе травести (ребенка, пацана, поэта) задиристо брызгает водой (окропляет?) на зрителей в зале – тоже действующих лиц спектакля-квартирника.
Критик Алена Карась, отважно подставившее лицо под брызги воды, призналась, что курганский спектакль впечатлил ее сильнее, чем постановка легендарного Петра Фоменко о Рыжем.
— Неважно, как много людей увидят чудо (по названию одного из спектаклей), станет ли эта лаборатория чудом всероссийского значения или всемирного значения, чудо уже есть, оно уже произошло, — резюмировала критик.
Один из участников лаборатории Семен Серзин отметил огромное удовольствие от работы в Кургане: «У меня ощущение, что здесь невероятно правильный театр в хорошем смысле слова и очень сильные артисты. Я буду рад поработать здесь снова!».
А вот так сложились итоги зрительского голосования: эскиз Александра Демахина набрал 32 голоса «за», 3 человека – «против», работу Веры Поповой захотели увидеть на нашей сцене 37 человек, 9 человек – «против», 22 человека выбрали эскиз Георгия Цнобиладзе, 4 человека — «против», 42 одобрительных голоса набрал эскиз Семёна Серзина, 3 человека — «против».
И абсолютно все согласны, что такие лаборатории непременно должны работать в курганском театре!
Еще одна чудесная новость: если у зрителей появится желание посмотреть эти работы еще раз, то театр готов показать эскизы уже в июне.
Светлана Кошкарова, фоторепортаж Анны Макаровой http://kikonline.ru/