В Курганском театре драмы за любовь зрителей поборются четыре постановки известных режиссеров Москвы и Петербурга
Театральная жизнь Кургана этой весной выводит наш город на новые сверкающие высоты. У театралов дух захватывает от размаха событий и уникальности всего происходящего. После «Гулливера» с его «Параллелями» нас готов удивлять Курганский театр драмы.
Он приготовил фейерверк ярких впечатлений от постановок разных стилей и форм в исполнении наших артистов, с которыми поработали молодые звезды режиссуры двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. В Кургане с 20 мая начала работу театральная лаборатория «Современная поэзия и проза». Ее результаты курганские зрители оценят уже в эти выходные.
Руководитель проекта Павел Руднев – известнейший московский театральный критик, помощник по спецпроектам художественного руководителя МХТ имени Чехова и ректора Школы-студии МХАТ, кандидат искусствоведения, член редколлегии журнала «Современная драматургия», член жюри драматургических премий.
Павел Руднев считает: «Эта лаборатория нужна Курганскому театру для двух целей. Во-первых, проверить силы молодой режиссуры, ярко проявившей себя в других городах России. И, во-вторых, нащупать дорожку к современной прозе, к новой российской литературе. Театр зависим от чувства времени, он пытается во всякую эпоху расслышать гул этого времени, предугадать будущее или же рассмотреть в прошлом приметы сегодняшнего дня».
Курганский театр драмы стал площадкой для экспериментов не только с формой, но и с местом показа – режиссеры смело осваивают пространство вне сцены, и нам остается только гадать, где же, например, пройдет спектакль-квартирник, посвященный творчеству уральского поэта Бориса Рыжего.
— Нам интересны другое мышление, креатив, которого мы, может, сами не можем предоставить зрителю в силу разных причин, в силу возраста в том числе, — рассказывает главный режиссер театра Ирина Зубжицкая. — Интересны подходы молодых режиссеров к материалу и новые площадки, которые они будут осваивать. Все будет очень необычно, нестандартно, непривычно.
А нашим артистам, в свою очередь, интересно поработать с новыми режиссерами, с другим способом театрального существования.
Если зритель проголосует за спектакли, то в будущем этих режиссеров будут приглашать к дальнейшему сотрудничеству с нашим театром. Уникальность проекта и в общении театра со зрителями, в свободном выражении чувств и мнений, ведь после спектаклей состоится их обсуждение.
И хотя элемент сравнения, несомненно, будет присутствовать в творческой лаборатории, сами режиссеры не считают ее состязанием.
— Это скорее взаимодействие и общение. Мы общаемся друг с другом, с труппой театра, — говорит московский режиссер Александр Демахин. — Мы смотрим, кто из нас как работает, как мы реализуем свои замыслы. Мы не часто можем оказаться бок о бок с другими режиссерами, увидеть, как они работают, и получить новый опыт, в этом и есть одна из задач лаборатории.
— Здесь нет состязательности между нами, кто лучше или хуже. Есть состязательность с самим собой, с текстом, с временем, когда нужно уложиться в неделю и сделать работу, которая убедит публику, будет ей интересна, в которой будет эксперимент, — считает Георгий Цнобиладзе, режиссер из Санкт-Петербурга. — Для меня театральная лаборатория – это всегда возможность что-то попробовать, что ты не можешь сделать на постановке в обычном театре. Если я традиционно ставлю в театрах веселые комедии, то тут я хочу поставить драму. Если ставлю обычно на большой сцене, то в лаборатории предпочту поставить на малой. Если ставлю детские спектакли – здесь будет взрослый, и наоборот. Основная сложность в театральной лаборатории – это то, что мы работаем не с готовой драматургией, а с прозой, которую еще нужно как-то перевести на язык театра.
Представим режиссеров — участников театральной лаборатории и их работы: Александр Демахин – драматург, руководитель театра-студии «Пространство», кинокурса «25 кадр», лауреат премий «Действующие лица», «Триумф», выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, мастерская С. Женовача (г. Москва). Александр представит эскизы к спектаклю по книге Светланы Алексиевич «Время секонд-хэнд» 28 мая в 14.00.
Вера Попова — режиссер, выпускница мастерской С. Женовача в ГИТИСе (г. Москва) -покажет эскизы по роману Юрия Арабова «Чудо» 28 мая в 16.00. Действие в романе развивается вокруг необыкновенной истории, основанной на реальных событиях, произошедших в городе Куйбышев (Самара) зимой и весной 1956 года.
Георгий Цнобиладзе — режиссер творческой лаборатории «ON.театр» (г. Санкт-Петербург). Окончил Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства, класс Льва Додина (г. Санкт-Петербург). Он взял за основу своего эскиза то же произведение Алексиевич, что и Демахин. Его постановку зрители увидят 29 мая в 11.00.
Семён Серзин — главный режиссер «Этюд-театра», актер и драматург. Окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, курс В.М. Фильштинского (г. Санкт-Петербург). На его спектакль «СашБаш. Поезд Свердловск-Ленинград и назад» в Центре современной драматургии (Екатеринбург) с участием ведущих артистов «Коляда-театра» невозможно достать билеты. В Кургане Семен представит необычный спектакль-квартирник, «дворовый театр» по поэзии Бориса Рыжего 29 мая в 13.00.
Несмотря на то, что сразу два режиссера взялись за прозу Алексиевич, они обещают совершенно разные спектакли и сюжеты.
— Театральная лаборатория — это эксперимент, интересно по-разному решить этот текст, мы ведь берем разные эпизоды, — рассказывает Георгий Цнобиладзе. — У меня играет 12 человек, такое многоголосье. У Саши всего две камерных истории с двумя актерами.
— Я выбрал прозу Алексиевич, потому что мне кажется, 90-е годы – то время, которое нам всем очень важно отрефлексировать, — поясняет свое решение Александр Демахин. — Его сейчас пытаются представить только одним цветом, а мне кажется, что это очень сложное время, которое сейчас уже можно переосмыслить. У Алексиевич есть хорошая грань между социальностью и общечеловеческим. Мы понимаем, что это про нас, но, с другой стороны, она нигде не ставит чисто социальных задач, а выходит на какой-то общечеловеческий уровень, эти проблемы шире, чем социальные: что такое человек, как он живет, что такое любовь, что такое свобода…
У нас с Георгием совершенно разные ходы к этому тексту. И даже здорово, что выбран один материал. Было бы интересно даже, если бы все четыре режиссера работали над одним текстом.
Хотя постановки молодых режиссеров именуются «эскизами» и «этюдами», это будут целостные, законченные истории, а не отрывки, вырванные из контекста. От обычного спектакля их будет отличать лишь отсутствие выстроенного света, декораций, каких-то специально пошитых костюмов. Но все легко компенсируется талантливой актерской игрой и смелыми режиссерскими находками и необычными приемами.
Еще одно событие в театральном мире Кургана, которое никак нельзя пропустить!
Светлана Кошкарова. http://kikonline.ru/