История

От истоков до вершин

Торжественное открытие современного здания областного театра на центральной площади города состоялось 30 апреля 1953 года. Специально к этому торжественному событию творческим коллективом театра была подготовлена премьера спектакля по пьесе А. Якобсона «Шакалы».

У истоков творческой жизни областного театра стояли талантливые мастера сцены – К.Ф. Степанов-Колосов и заслуженный артист РСФСР А. И. Канин. В разные годы в театре работали известные режиссёры В. В. Истомин-Кастровский, Ю. Г. Брегер, заслуженный деятель искусств РСФСР Н. А. Воложанин, главный художник театра В. М. Литвинов.

Успех спектакля во многом зависит от степени взаимопонимания, единомыслия режиссера и художника. Самыми плодотворными стали шесть лет совместной работы главного режиссера Л. М. Меерсона с художником Б. С. Райкиным. Это был самый интересный период в истории театра, когда он был на подъеме, сложился крепкий, интересный ансамбль, да и любовью публики  театр не был обделен. Так,  постановка «Ермак» 1963 года стала настоящей удачей для театра, сумевшего на посредственной драматургии выстроить мощный зрелищный спектакль с настоящим эпическим размахом. Спектакль прожил 5 лет, имел 150 аншлагов, став, в этом смысле рекордом и легендой театра.  Другой эпической постановкой был спектакль «Правда и кривда» (1965 год), поставленный в Кургане впервые в стране. 

Эскиз декораций к спектаклю «Ермак», 1963 г., фрагмент 1
Эскиз декораций к спектаклю «Ермак», 1963 г., фрагмент 2

Стоит также отметить творчество  заслуженного художника РСФСР Н. А. Ромадина, который всегда уделял большое внимание эскизам будущих спектаклей. Работая над пьесами, им были созданы «На всякого мудреца довольно простоты» (1966 год), «Бесприданница» (1969 год), «Правда хорошо, а счастье лучше» (1970), «Волки и овцы» (1973 год), а также сохранились прекрасные эскизы спектакля 1970 года.  

Н.А. Ромадин. Эскиз к спектаклю
А. Островского «Бесприданница».
Кнуров. 1969 г.
Н.А. Ромадин. Эскиз к спектаклю
А. Островского «Правда хорошо,
а счастье лучше». Грознов. 1970 г.
Сцена из спектакля «Правда хорошо,
а счастье лучше»; ГРОЗНОВ - нар.
арт. РСФСР Б.А. Колпаков, БАРАБОШЕВА
- арт. А.Л. Шлейпак

Яркой, творческой индивидуальностью был Б. Г. Ентин, выпускник Ленинградского театра музыки и кинематографии, возглавлявший художественный цех театра в 1973-77 годах. К сожалению, почти не сохранились эскизы художника, однако, на памяти зрителей остался прекрасный «Тартюф» (1973 год), в котором художник выстроил коробку сцены, ассоциирующуюся с классическим образом театра, вплоть до рампы из горящих огоньков, романтизируя легенду о театре Мольера. Знаменитыми стали такие спектакли, как «Ханума» (1974 год), который был выстроен в поэтике наивной живописи Нико Пиросманишвили, и поэтому не только давал «богатую картинку», но создавал неуловимо тонкую нюансами атмосферу при внешне грубоватых приемах. Также, опираясь на традиции театра Б. Брехта, была создана «Трехгрошовая опера» (1975 год).

Б.Г. Ентин. Эскиз декораций к спектаклю «Трех грошовая опера», 1975 г.

На курганской сцене блистали своей игрой известные московские актёры:  А. Вокач, Г. Менглет, Ю. Яковлев, А. Миронов, Л. Пашкова, В. Васильева, Ю. Соломин, А. Мягков.  Богата курганская сцена и своими театральными мастерами. Более полувека отдали театру ветераны - народные артисты РСФСР Б. А. Колпаков и В. Л. Шадровский. Преданным театралам хорошо известны имена таких талантливых актеров, как М. П. Чосс, В. В. Назин, Н. Ф. Филиппов, А. Л Шлейпак и многие другие.

Вверх